Как день сменяет ночь, призывы к сокращению государственных расходов заканчиваются приватизацией всё большего количества услуг. На первый взгляд всё элементарно: вы сваливаете в частный сектор некую услугу и, тем самым, избавляетесь от затрат на её содержание. Тут даже не нужна назойливая пропаганда, что частный сектор намного эффективнее государственного, так как, якобы, стремление к прибыли означает более эффективное использование денег, по сравнению с государственным бюрократизмом.
Так что Майкл Гоув (Michael Gove), столкнувшийся с 40-процентным сокращением своего министерства, вероятно, желает следовать тем же самым курсом. Но прежде чем он встанет на этот путь, он должен посмотреть на статистику своего же министерства. По запросу специального комитета по правосудию был составлен доклад о текущем состоянии частных и государственных тюрем в Соединённом королевстве (СК). И полученные данные категорически опровергают заявления, что частный сектор эффективнее государственного.
23 процента государственного тюремного бюджета тратятся на содержание частных тюрем. Но частные фирмы управляют существенно меньшим количеством английских тюрем. На самом деле, они управляют только 13 из 124 тюрем и центров по лишению свободы иммигрантов – т.е. 11 процентами тюрем. В конце июня 2015 года в частных тюрьмах сидело 15393 зека – это 18% всех официальных заключённых СК.
Таким образом, управляя всего 1/10 всех тюрем и удерживая за решёткой 1/5 всех зеков, частные тюрьмы тратят 1/4 государственного тюремного бюджета, собранного с налогоплательщиков СК.
Директор кампании «Говард лига за реформу системы наказания (Howard League for Penal Reform)» Эндрю Нельсон (Andrew Neilson) сказал:
«Если Министерство юстиции рассмотрит проект сокращений министерского бюджета с 25% до 40%, то эти данные доказывают, что приватизация тюрем – не решение финансовых проблем. Несмотря на наличие серьёзных проблем, государственные тюрьмы смогли сократить свои расходы, увеличив эффективность работы».
Но если присмотреться внимательнее, за этими цифрами скрывается намного худшее положение вещей. Частные тюрьмы новее и обслуживаются меньшим количеством сотрудников, по сравнению с государственными аналогами. Эти государственные тюрьмы чрезвычайно переполнены. Десять самых переполненных тюрем всё ещё управляются государством:
Тюрьма Плановая ёмкость Реальное количество заключённых
Лидс 669
Суонси 242
Уондсворт 943
Кеннет 175
Эксетер 318
Престон 434
Линкольн 403
Дарем 591
Лестер 214
Бедфорд 322
И даже сталкиваясь с этой тяжёлой проблемой, государственные тюрьмы оказываются существенно эффективнее частных тюрем, которые постоянно восхваляются десятками министров. Нельсон говорит:
«Частные тюрьмы крупнее, новее, лучше оснащены, в них работает меньше тюремщиков и в них отсутствует перенаселение. Нам говорят, что они эффективны с точки зрения финансовых затрат. Но полученные цифры заставляют сделать противоположный вывод.
Если мы хотим решить проблему тюремного бюджета, единственное действенное решение – ослабить требования к внутреннему состоянию тюрем. Это и будет смелой и радикальной тюремной реформой».
Независимо от мнения Гоува по поводу методов сокращения затрат, статистика, собранная его же подчинёнными доказывает, что приватизация – это не решение проблем.
Но с каких это пор доказательства и реальность могут остановить фанатиков свободного рынка?
Источник: It's official: Private prisons cost taxpayer more than state prisons, Ian Dunt, politics.co.uk, July 27, 2015.