antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Четыре урока борьбы с жёсткой экономией от Исландии и Греции.


7 июля, пообедав треской, европейские лидеры - представители экономических элит - вернулись к обсуждению, как одолеть первую европейскую демократию греческого большинства. Блюда из трески, вероятно исландской – ирония, если вспомнить, что именно исландцы 6 лет назад бросили вызов европейским инвесторам, чем спасли свою экономику и укрепили своё благосостояние. Активисты всего мира могут многому научиться на примере национальных драм двух этих стран.

Когда исландский 1% довёл экономику до исторического кризиса 2008 года, исландцы не смогли получить деньги из банкоматов. Это был худший экономический коллапс в Европе со времён Второй мировой войны.
Когда греческий 1% довёл экономику до водоворота 2010 года, в дело вмешался европейский 1%, и центристское правительство Греции приняло меры жёсткой экономии. И каков итог пяти лет жёсткой экономии? Греция собирается побить исландский рекорд худшего европейского экономического кризиса.

Когда исландская экономика рухнула, она начала следовать указаниям Международного валютного фонда, чтобы получить от него кредиты. Однако, народ сбросил правящее правительство и установил левое правительство, которое перестало подчиняться указаниям МВФ. Исландия быстро восстановилась, избавившись от высокого уровня безработицы и предотвратив отбор ипотечных домов у местных жителей. Исландская демократия отказалась прогибаться под МВФ и продолжать режим жёсткой экономии, и помогла народу, а не банкам.

В отличие от США и Европы, где режим жёсткой экономии увеличил разрыв в благосостоянии, исландское решение привело к сокращению этого разрыва. Исландия расширила систему социальной безопасности, увеличила налоги для богатых и уменьшила налоги для людей с низкими доходами. В 2012 году, согласно докладу ООН о самых счастливых странах в мире, Исландия заняла в этом рейтинге первое место.
Во время исследовательской поездки в Исландию в 2014 году я взял интервью у профессора образования Ханны Рагнарсдоттир (Hanna Ragnarsdottir), спросив её о влиянии коллапса на исландское образование. «Мы должны были потуже затянуть пояса или бежать», - ответила она с торжественным взглядом и выдержав длительную паузу. Затем, к моему удивлению, она сказала, что они отказались от увольнений учителей и других работников. Они оставили вакантными некоторые позиции и отложили новые проекты, но «теперь мы вернулись к ним», - сказала она.

Хотя существует множество экономических различий между Исландией и Грецией, я поражён твёрдым стремлением обеих стран взять управление экономикой в свои руки. Народные движения этих стран понимают, что жёсткая экономия – это орудие в классовой войне. В Исландии большинство смогло восстановить самоопределение и принять левое решение своих экономических проблем. И это сработало. Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) сказал: «То, что сделала Исландия, было правильно. Было бы неправильно обременять будущие поколения ошибками финансовой системы».
В данный момент греческое большинство сражается за такую же свободу, но у совершенно недемократического Европейского союза нет желания разрешать любые инициативы, которые противоречат воле 1%.
Что это означает для общественных движений в США и в других странах?

Сделайте прозрачной цену жёсткой экономии.

Статистические исследования медицинского экономиста Дэвида Стаклера (David Stuckler) показали, что жёсткая экономия вызывает психологическую депрессию и явно увеличивает риск появления сердечнососудистых заболеваний и суицидов.
К счастью, когда МВФ навязывал сокращения в медицине, исландское левое правительство обратилось за консультацией к Стаклеру и его коллегам. Правительство поняло, что соглашение с МВФ будет означать ухудшение болезни, травмирование и смерть исландцев. С помощью международной статистики Стаклер показал, что США и другие страны бессмысленно больны, травмированы и умирают, позволив экономической элите управлять экономикой. Общественные движения могут предоставить возможность медицинским сёстрам, врачам и социальным работникам рассказать правду об ужасной цене жёсткой экономии.

Не ждите, создавайте кризисы для разоблачения роли экономической элиты.

В Исландии и Греции большинство позволило меньшинству создать кризис и разрушить экономику. Большинство в США до сих пор готово разрушать нашу экономику и экологию в интересах 1%. Как отмечал в своей книге 2002 года «Заниматься демократией» аналитик Билл Мойер (Bill Moyer): роль общественных движений - создание мини-кризисов, которые обращают внимание большинства на то, что делается у него за спиной. Именно на это были направлены акции борцов за гражданские права в Бирмингеме, Сельме и других местах. Некоторые активисты понимают необходимость «кризиса» и пытаются организовать одноразовые массовые акции у мест собраний власть предержащих, но вес массовых протестов на саммитах и партийных конвенциях постоянно снижается.

Студенческий координационный комитет ненасильственных действий и Мартин Лютер Кинг показали, что кризис, созданный ненасильственной кампанией, более эффективен для пробуждения большинства. Стратеги 1 процента иногда понимают это и пытаются помешать разоблачающим их кризисам, уступая дорогу, идя на компромиссы и соглашаясь с вашими требованиями. Движение извлекает пользу из любой реакции экономической элиты: или конкретную помощь, которую получают отчаявшиеся люди, в надежде, что акции приведут к результатам, или сильное сопротивление, которое провоцирует глубокий кризис, привлекающий внимание общественности к жадности и некомпетентности экономической элиты.

Со стороны легко говорить, что исландцы и греки могли бы избавиться от многих проблем, проводя массовые ненасильственные протесты, чтобы остановить злоупотребления национальных элит, например, отказавшись от уплаты налогов. Если бы увеличилось количество ненасильственных акций (как было в Норвегии и Швеции в 1920-30-х годах), экономическая элита поняла бы, что её позиции разрушены и, возможно, произошли бы перемены во власти. Небольшой пример: норвежцы могут выйти в интернет и прочитать налоговую декларацию любого гражданина своей страны. Подобные инструменты делают реальную демократию доступной для большинства.

Создайте альтернативные институты для укрепления доверия, навыков сотрудничества и командной работы.

Американцы среднего класса обычно воспитываются в условиях взаимной конкуренции. В то же время, они социализированы для соблюдения норм поведения, и соответствия идеям правящего класса. Это одна из причин, почему белые антирасистские активисты среднего класса спорят друг с другом («кто из них более политкорректен»), вместо того, чтобы проводить протесты, которые могли бы разрушить действующую расистскую систему.
Собственное принуждение к конкурентоспособности жестоко, но это полезная арена для изменений в обществе, и мы можем создать сообщество с помощью активистских организаций и сотрудничества.

Помогите большинству понять, что экономическая элита играет по другим правилам.

Готовность национальных элит Исландии и Греции поддерживать международные силы для удержания богатства ценой страданий и смертей своих соотечественников может оказаться трудным для понимания. Национализм остаётся привлекательным, и это особенно тяжело понять среднему классу, цинично относящемуся к своим владыкам – в США и других странах.
Многим из нас нужно научиться цинизму. Как писал Олдос Хаксли: «Хорошо быть циничным, вы знаете, когда остановиться». Для меня, точка остановки в построении движения – быть теплее и приветливее к членам правящего класса, которые отважно присоединяются к нам, ставя общее благо на первое место. Такого рода единение - солидарность - лучшая альтернатива национализму.


Источник: Four Lessons from Iceland and Greece for Movements Fighting Austerity, George Lakey, Waging Nonviolence, Common Dreams, July 09, 2015.

Tags: Греция, Исландия, США, банки, идеи, империя, кризис, неолиберализм, протесты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments