В недавней передовице Los Angeles Times гидролог Джей Фамильетти (Jay Famiglietti) прямо предупредил: «В Калифорнии осталось воды всего на один год. Вы рационально используете её?» Статья быстро распространилась через социальные сети, вызвав панику и обычное чувство вины. В число виновных попали любители мяса, вегетарианцы – любители миндального молока, покупатели бутилированной воды и заливные лужайки в Южной Калифорнии.
Засуха в Калифорнии достигла ужасающих масштабов. Но этого должны бояться не только калифорнийцы, но и остальные люди, потому что эта история выходит за рамки одного штата. Это касается глобальных климатических изменений и промышленного сельского хозяйства. Эта сага началась несколько десятилетий назад - с первый водяных войн 1930-х, описанных в фильме Романа Полански 1974 года «Чайна-таун».
Когда моя семья приехала в Лос-Анджелес, она несколько лет приспосабливалась, чтобы образ жизни соответствовал нашим ценностям. Десять лет назад мы перестали поливать водой нашу лужайку, а затем посадили на ней устойчивые к засухе и чисто калифорнийские растения. Три года назад мы установили на крыше солнечные панели. В прошлом году мы направили наш сток использованной воды на овощные грядки и фруктовые деревья. Мы заменили туалеты с системой двойного смыва, чтобы получить местные скидки, и присоединились к программе ответственного смыва. Мы почти перестали мыть свои автомобили, а зимой редко пользуемся душем. Мы стали собирать дождевую воду в бочки, чтобы использовать её экономней. Тем не менее, все наши усилия, которые могли бы стать примером для других людей, не дали нам ничего, кроме чувства морального превосходства над водными транжирами.
Директор Программы климатической политики (Climate Policy Program) Института политических исследований (Institute for Policy Studies) Джанет Редман (Janet Redman) считает, что в Калифорнии неправильно используют водные ресурсы. «Нынешнее управление водными ресурсами исторических калифорнийских источников, а также снегом, реками и озёрами не соответственно», - сказала мне Редман в интервью на передаче «Восстание (Uprising)». И это ещё очень мягко сказано.
Несмотря на то, что губернатор Джерри Браун (Jerry Brown) ввёл несколько положений с целью экономии воды в связи с чрезвычайной ситуацией, большинство этих положений касаются только простых людей и ресторанов. Хотя очень важно, чтобы жители перестали впустую тратить воду на бесполезное мытьё машин и полив лужаек, «жители Калифорнии используют только 4% воды», - сказала мне Редман, - «80% воды уходит на сельское хозяйство».
Правда в том, что Центральная долина Калифорнии, где функционирует большинство сельскохозяйственных предприятий штата – пустыня. Эту пустыню орошают огромной массой драгоценной воды, чтобы искусственно выращивать треть всех фруктов и овощей страны. Эта промышленность стоит 40 млрд. долларов.
Задумайтесь об этом. Треть всей продукции в США выращено в пустыне, в штате, в котором практически не осталось воды. Продукция с Западного побережья развозится по всей стране на грузовиках, которые сжигают топливо, что увеличивает загрязнение воздуха, а значит - дальнейшее изменение климата и засуху в Калифорнии.
«Это не то место, в котором должно существовать сельское хозяйство такого уровня», - говорит Редман.
Продовольственный журналист Марк Биттмен (Mark Bittman) в 2012 году написал в New York Times аналитическую статью о критической ситуации в Центральной долине Калифорнии, в которой подчеркнул: «около столетия мы эксплуатировали – практически без ограничений – воду, полезные ископаемые, землю, воздух, людей и животных».
Когда были сокращены водные ассигнования федерального правительства, фермеры Центральной долины начали бурить скважины для добычи воды из драгоценного водоносного слоя штата. Сейчас выкачивание воды вышло из-под контроля – вода выкачивается быстрее, чем может восполниться с помощью дождей и снегопадов, поэтому некоторые участки земли буквально проваливаются. Хуже того, калифорнийские фермеры орошают поля водой из резервуара возрастом 20000 лет, истощая и разрушая водохранилище, которое образовалось в плейстоценовую эпоху.
Отвратительно, но до недавнего времени власти Калифорнии даже не контролировали использование грунтовой воды, в отличие от таких штатов как Техас. Любой желающий мог пробурить колодец на своей земле и просто выкачивать воду, сколько считает нужным – как было во времена Золотой лихорадки.
И только в прошлом году власти штата приняли Закон о рациональном использовании грунтовой воды (Sustainable Groundwater Management Act), нацеленный на регулирование использования воды из водоносного слоя и других подземных источников. Но этот закон слишком слаб – он позволяет местным водным учреждениям регулировать выкачивание грунтовых вод, но предоставляет властям штата право на вмешательство, только если местный контроль будет признан неполноценным.
Тем временем наши драгоценные водные ресурсы сливаются на салат, люцерну и дыни. Но мы должны питаться, не так ли?
Фермеры часто пытаются прекратить споры о сельскохозяйственном использовании воды, но адская засуха стала очевидной для всех. Недавно появилась статья инвесторов о Калифорнии, которая злорадно отмечает, что сельскохозяйственное производство – экономический стабилизатор, «потому что люди всегда хотят есть», и восхваляет многомиллиардный потенциал этого региона. Фактически, быстро исчезающая вода наполняет инвестиционные портфели некоторых самых богатых корпораций через экспорт молочных продуктов в Китай и выращивание таких продуктов как миндаль.
А также слышатся ссылки на рабочие места. Федеральная трасса №5, которая пересекает Центральную долину, усеяна рекламными щитами, пропагандирующими корпоративные интересы: «Никакая вода не может сравниться с рабочими местами». Этот лозунг созвучен мантрам угольной промышленности в Западной Вирджинии: «Поддержим американские рабочие места».
На самом деле, несколько тысяч человек уже потеряли свою работу из-за нехватки воды и большинство из них - бедные фермеры. Но эти работники эксплуатировались большим агробизнесом, поэтому «потерянные рабочие места» - это «потерянная прибыль».
А также, многие производители жалуются, что правила по защите вымирающей корюшки дельты способствовали оттоку воды от ферм.
Но этот кризис не должен превратиться в споры - что важнее: вода или еда, вода или рабочие места, вода или вымирающие виды. За этой болтовнёй теряется главный вопрос: как нам стабилизировать жизнь? В конце концов, для выживания нам нужна и еда и вода.
Калифорния и вся страна нуждаются в долгосрочном переходе от промышленного сельского хозяйства к стабильному местному фермерству, при котором фермеры выращивают и продают продукты питания только для тех, кто живёт в их районе. Развитие в этом направлении уже началось. Спрос на местные продукты высок, чем когда-либо, поскольку американцы поняли безумие выращивания всей еды в одном небольшом уголке мира и сжигания топлива на её перевозки. Идея производства еды ради увеличения прибыли устарела, так как планета не может позволить себе такую опасную систему.
В сотрудничестве с индустрией возобновляемых источников энергии, которая основывается на энергии солнца и ветра, местная продовольственная система может помочь Калифорнии преобразовать нестабильную национальную продовольственную систему, создавая экологически чистые рабочие места. Проблема засухи неразрывно связана с производством продуктов питания и климатическими изменениями, поэтому необходимо заниматься решением проблем в этих сферах. Никакого другого пути нет.
Таким образом, давайте прекратим перекладывать друг на друга вину за водный кризис. Мы должны отказаться от своих лужаек, прекратить выливать воду на улицу, реже мыть машины и т.п.. Но при этом, мы должны понимать, что это только первый шаг. Хотя рациональное использование воды на индивидуальном уровне очень важно, мы должны радикально изменить практику массового использования воды в Калифорнии.
И так как статья Фамильетти предупреждает, что у нас остался всего лишь один год, то если мы в ближайшее время не сделаем решительные шаги к переменам, нам придётся искать новый дом.
Источник: To Solve California’s Water Crisis, We Must Change the Nation’s Food System, Sonali Kolhatkar, TruthDig, Common Dreams, March 20, 2015.
____________ ____________