Дафна Ротштейн Лэндман (Dafna Rothstein Landman) сообщила Common Dreams, что она лучше пойдёт в тюрьму, чем будет служить в израильской армии (Photo courtesy of Dafna Rothstein Landman).
«Если понадобится, я пойду в тюрьму».
Это слова 17-летней Дафны – одной из более 60 молодых израильтян, которые подписали открытое письмо, отправленное в прошлые выходные израильскому премьер-министру Биньямину Нетаньяху, объявляя о своём отказе от службы в израильской армии – это самая большая волна самовольных отказников, с которой столкнулась страна с 2008 года.
Под плакатом с надписью «Shministim» (на иврите означает 12-классники, под термином понимают движение 16-20 летних израильтян, нежелающих служить в армии, и которых за это сажают в тюрьму) собралась группа отказников, которая осуждает дегуманизацию палестинцев, живущих под оккупацией. На земле Палестины «ежедневно нарушаются права человека и совершаются действия, которые, в соответствии с международным правом, считаются военными преступлениями», - утверждается в письме. – «Сюда входят убийства людей (внесудебные казни), строительство поселений на оккупированной территории, административные аресты, пытки, коллективные наказания и неравное распределение ресурсов, например, электричества и воды».
Письмо, озаглавленное «Мы отказываемся служить в оккупационной армии», заявляет, что такая дегуманизация наносит вред и самим израильтянам. «Армейские проблемы не ограничиваются ущербом, наносимым палестинскому обществу. Всё это пропитывает ежедневную жизнь и израильского общества: это оказывает влияние на образовательную систему и на наши возможности при поиске рабочего места, это способствует укреплению расизма, насилия, этнической, национальной и гендерной дискриминации».
«Мы не откажемся от своих принципов, чтобы нас приняло наше общество», - написано в открытом письме, составленном 16-20-летними ребятами, которые обязаны служить в армии. – «Мы хорошо обдумали решение отказаться от службы в армии, и все вместе поддерживаем свой выбор».
Дафна, которая приняла участие в составлении письма, рассказала Common Dreams, что ей было только 15 лет, когда она начала сомневаться в своей военной службе. Этот процесс, по её словам, оформился, когда она начала задумываться над тем, какое воздействие оказывает израильский милитаризм на её обучение. – «Я поняла, до какой степени система образования приспособлена к интересам армии, а не к получению дальнейшего образования, мирной работы, личным интересам и т.д.», - сказала она.
Вскоре, после этого, она начала путешествовать от своего дома в Тель-Авиве на Западный Берег реки Иордан, где она участвовала в палестинских демонстрациях против израильской оккупации. Здесь она своими глазами увидела «армейское насилие». «Я встречалась с людьми из тех палестинских деревень»,- рассказала она. – «Это означает, что вместо просто имён в газете, они стали людьми, с лицами и личной жизнью».
Она добавила, что поняла, как «армия увековечивает идеал мужского насилия» в израильском обществе.
Когда она и её друзья начали получать письма о призыве в армию (это было прошлым летом), они начали «волноваться» и предпринимать шаги к организации совместного отказа от службы.
Движение отказников этого года связано с коллективным отказом от военной службы в Израиле, который ведёт свою историю с 1970 года, когда группа студентов объявила о своём решении отказаться от службы, написав открытое письмо тогдашнему премьер-министру Голде Мейр. Термин Shministim получил популярность в 2008 году, когда 100 молодых людей подписали открытое письмо с отказом от армейской службы, а затем несколько лет проходили аналогичные акции совести.
В этом движении сопротивления принимают участие и члены религиозной общины друзов, среди которых растёт движение сознательного протеста, как и среди ультра-ортодоксальных отказников от военной службы. По данным Комитета за инициативу друзов (организации друзов, которая поддерживает людей, отказывающихся от службы в армии, которая была наложена на друзов мужского пола в 1956 году): примерно 5000 человек были посажены в тюрьмы за отказ от военной службы.
«Мы солидарны с ультра-ортодоксальными, арабскими, христианскими и друзскими молодыми людьми, которые в настоящее время находятся в армейских тюрьмах», - пишет в письме Common Dreams Рони Лакс (Roni Lax) из города Бней-Брак.
Израильские военные делают так, что практически невозможно определить статус тех, кто сознательно отказывается от службы, часто сажая в тюрьму отказников снова и снова, на несколько сроков подряд - за постоянные отказы от службы. Тем временем, многие сопротивляющиеся друзы сталкиваются с ужасающими условиями содержания в тюрьмах и этнической дискриминацией. Несколько палестинских граждан Израиля из общины друзов и в данный момент лишены свободы за отказ от службы в армии.
«Армия служит в интересах властей, а не народа, который выступает в роли орудия», - говорит Шакед Харари (Shaked Harari) из Бат-Яма. – «Мои друзья и я отказываемся быть пушечным мясом».
«Мой отказ – способ выразить свою оппозицию неправильным действиям, которые ежедневно делаются от нашего имени и за наш счёт», - говорит Менди Картнер (Mandy Cartner) из Тель-Авива.
«Мы хотели бы встряхнуть эту концепцию в обществе, в котором служба в армии – само собой разумеющееся, и заставить людей задуматься о последствиях службы в армии», - сказала Дафна.
Источник: Israeli Youth: 'We Refuse to Serve in the Occupation Army', Sarah Lazare, Common Dreams, March 10, 2014.