Помните, когда президента Обаму критиковали за фразу «вы не строили это»? Оказывается, он был прав, по крайней мере, когда дело касается того, что было построено самыми богатыми в мире корпоративными бегемотами. Новое исследование обнаружило 25000 крупнейших налоговых субсидий в течение последних двух десятилетий.
Доклад под названием «Субсидирование корпоративного одного процента», составленный наблюдательной группой налогоплательщиков Good Jobs First (Сначала Хорошие Рабочие места), показывает, что крупнейшие в мире корпорации не могут служить примерами самоокупаемости и свободного капитализма. Напротив, они продолжают получать десятки миллиардов долларов в виде правительственных подарков. Такие субсидии можно было бы оправдать, если бы они тратились на развитие предпринимательства. Но исследование показывает, что три четверти всей экономической помощи было перечислено правительственными органами различных уровней в карманы всего лишь 965 больших корпораций, а вовсе не в малый бизнес или в стартапы, заботиться о которых, так часто, призывают политики.
Настоящие получатели субсидий, как правило, скрываются под слоями холдинговых компаний, подставных фирм и сложных соглашений о собственности. Но группа Good Jobs First провела утомительную работу по поиску связей субсидий с родительскими компаниями. В ходе этой работы, группа обнаружила, что колоссальные 110 миллиардов долларов – 75% совокупных субсидий – перешли на счета 965 крупных компаний. Одни только фирмы, входящие в рейтинг Fortune 500, получили более 16000 субсидий, общей стоимостью 63 миллиарда долларов. Кроме того, 8 из 20 богатейших фирм, которые получили субсидии от налогоплательщиков США – даже не американские компании. Иначе говоря, американских налогоплательщиков заставляют субсидировать иностранные компании.
Конечно, такие подарки – полная противоположность того, что называют «свободным рынком». Это называется государственным вмешательством в рынок. Тем не менее, корпорации продолжают прикрываться имиджем свободного рынка, несмотря на получение огромных государственных субсидий.
Давайте рассмотрим Koch Industries. Несмотря на то, что братья Кох – крупнейшие финансисты антиправительственного права и считаются либертарианскими активистами «свободного рынка», их компания полагается на 88 миллионов долларов правительственной помощи.
Аналогично дело обстоит и с другими крупными техническими компаниями. Как правило, их изображают в виде самостоятельно построенных успешных проектов. Но группа Good Jobs First показывает, что они – крупнейшие получатели государственных пособий.
Например, Intel получила пакет из 58 субсидий, стоимостью 3,8 миллиардов долларов. Далее идёт IBM, которая получила более 1 миллиарда долларов субсидий. Большая часть из этих денег поступила от правительства штата Нью-Йорк, в котором сейчас проводится полномасштабная рекламная компания введения безналоговой зоны.
Затем идут Google с 632 миллионами долларов и Yahoo с 260 миллионами долларов; большинство субсидий этим компаниям выделены по сделкам организации центров обработки данных (скорее всего, для слежки АНБ). Microsoft получила 95 миллионов долларов, в основном, из налогов штата Вашингтон.
Существует компания под названием Silver Lake Partners, которая владеет Dell, так она получила 482 миллионов долларов в виде государственных пособий для корпораций.
И не стоит забывать 38 Studios – обанкротившуюся программистскую фирму, которая получила 75 миллионов долларов от налогоплательщиков Род-Айленда, именно в тот момент, когда правительство штата начало сокращать пенсии государственным служащим.
Наряду с поддержкой компаний, которые служат иконами свободного рынка, субсидии также поступают в финансовые фирмы, которые стали символами бесконечной государственной поддержки и извращённой формы корпоративного социализма. Действительно, такие компании, как UBS, Goldman Sachs, Bank of America и Citigroup – каждой из которых американские налогоплательщики помогли деньгами во время финансового кризиса – все получили десятки миллионов долларов в виде дополнительных субсидий, которые обнаружила группа Good Jobs First.
Конечно, если бы эти субсидии были переданы бедным людям, их бы высмеивали как социальную помощь. Но так как они поступают в адрес экстремально богатых и сросшихся с политиками конгломератов, они обычно сопровождаются такими радостными эвфемизмами как «стимулы» и «экономическое развитие». Эти эвфемизмы продолжают произноситься, даже притом, что многие из этих субсидий не создают рабочие места и не направляются на получение государственной прибыли.
С учётом этого, доклад Good Jobs First – реальная проверка всей политической риторики на эту тему. Большая часть риторики направлена против бедных. Потому что, в отличие от огромных корпораций, получающих субсидии, у бедняков нет армии лоббистов и переполненных грузовиков денег на избирательные кампании, направленных на гарантированное сокращение продовольственных талонов, которые нельзя называть «стимулом» или «развитием».
Но также этот доклад показывает, что если мы собираемся начать честный разговор о зависимости и «свободных рынках», то все эти миллиарды долларов, поступающие в компании, связанные с политиками, должны стать темой для дискуссии.
Источник: Fortune 500 companies receive $63 billion in subsidies, David Sirota, PandoDaily, February 26, 2014.