В прошлом месяце правящая коалиция японских партий ускоренно протащила в парламенте новый закон о государственной тайне. Нам, американцам, это отлично знакомо.
Согласно его положениям, только правительство решает, что является государственными тайнами, и любой гражданский служащий, который обнародует какую-либо «тайну» может быть заключён в тюрьму на срок до 10 лет. Журналисты, пойманные в паутину этого закона с расплывчатыми формулировками, могут быть заключены в тюрьму на срок до 5 лет.
Государственные чиновники были расстроены постоянными разоблачениями их немощности при проведении ревизий до и после аварии на фукусимской АЭС в 2011 году, которой управляет корпорация TEPCO (Tokyo Electric Power Company, Токийская энергетическая компания).
Неделя за неделей в прессе появлялись статьи, которые раскрывали серьёзность загрязнений утечек воды, вымывающей радиоактивные вещества из внутренних глубин реакторов, и говорили о необходимости ликвидировать эти утечки, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение земли, океана и продовольствия. Теперь специалисты приводят оценки, что потребуется до 40 лет, чтобы очистить реакторы и вывести их из эксплуатации.
Некоторые другие факторы усугубляют этот явный провал демократии. Поднимает свою голову милитаризм, связанный с разногласиями с Китаем по Южно-Китайскому морю, а это угрожает демократии. Ещё более тревожно то, что милитаристы США продавливают увеличение военного бюджета Японии. Китай – последнее оправдание служб национальной безопасности для нашего «разворота на Восточную Азию», который, отчасти, провоцируется нашим военно-промышленным комплексом.
Драконовская секретность в правительстве и ускоренное принятие законов в законодательных органах – дурные предзнаменования для свободы печати и свободы собраний в Японии. Свобода информации и полноценные дебаты (последние резко сокращены в японском парламенте с 5 декабря 2013 года) – это демократическая валюта.
Есть серьёзная причина, почему New York Times продолжает освещать ухудшающуюся обстановку в пустынном и эвакуированном районе Фукусимы. Наша страна построила в США множество реакторов по тому же самому проекту, с множеством аналогичных нарушений по безопасности и инспекционным стандартам. Некоторые наши реакторы расположены на территориях с большой угрозой землетрясений и поблизости от мест проживания людей, которых невозможно безопасно эвакуировать в случае серьёзной аварии на электростанции. Два реактора АЭС Индиан Пойнт, расположенной в 30 милях (48 км) на север от города Нью-Йорк – показательный пример.
Чем меньше мы сможем узнать о прошлой и настоящей обстановке в Фукусиме, тем меньше мы узнаем об атомных реакторах в нашей собственной стране.
К счастью, многие известные японские учёные, включая лауреатов нобелевской премии Тосихидэ Маскава и Хидэки Сиракава (Toshihide Maskawa and Hideki Shirakawa), возглавили оппозицию против этого нового закона о тайне, вместе с 3000 академиками, подписавшими отрытое возмущённое письмо. Эти учёные и академики назвали закон о государственной тайне «угрозой пацифистским принципам и фундаментальным правам человека, которые закреплены в Конституции, и этот новый закон должен быть немедленно отменён».
Вслед за этим заявлением, Ассоциация японских учёных, японские компании СМИ, общественные организации, организации адвокатов и некоторые местные законодательные органы выступили против нового закона. Опросы показывают, что общественность считает новый закон нападением на демократию. Правящие партии не хотят идти на уступки. В качестве оправдания для государственной тайны, они говорят о «национальной безопасности и борьбе с терроризмом». До боли знакомые слова?
История никогда не покидает головы многих японцев. Они знают, что случилось с Японией, когда безраздельное сползание японского общества в милитаризацию привело к ужасной тирании, ставшей причиной вторжения в Китай, Корею и Юго-Восточную Азию, до и после Перл-Харбора. В 1945 году Япония лежала в руинах, а закончилось всё Хиросимой и Нагасаки.
Американский народ должен опасаться бессмысленных военных и политических провокаций нашего правительства по отношению к Китаю, который итак взволнован из-за окружения его американскими военно-воздушными и военно-морскими силами. Лучше бы Вашингтон обратил пристальное внимание на торговую политику США, которая способствует передаче Китаю американских рабочих мест и американской промышленности.
Правительство Обамы должно стать более бдительным по отношению к авторитарным тенденциям в Японии, в которой его политика вежливо или напрямую игнорируется, часто под завесой нашей собственной хронической секретности.
Нельзя забывать уроки истории.
Источник: The Fukushima Secrecy Syndrome – From Japan to America, Ralph Nader, Common Dreams, January 24, 2014.
____________ ____________